В ожидании мотивирующей феи
May. 18th, 2011 11:00 pm
imgs.xkcd.com/comics/time_management.png
Интересно, когда в русском языке появилось слово «прокрастинация»?
По-моему, когда я училась, его еще не было. Хотя
Недавно в Натуре была опубликована заметка Хью Кернса и Марии Гардинер, психологов из университета Флиндерса (Аделаида, Австралия), посвященная именно этой проблеме (прокрастинации, я имею ввиду, а не появлению слова в русском языке).
Поскольку мне эта проблема не чужда (ох и не чужда...), я эту заметку переведу. Курсивом будут мои комментарии. Спасибо
***
«Обожаю дедлайны. Обожаю свистящий звук, с которым они пролетают мимо»
Дуглас Адамс
Если бы вы пытались организовать идеальные условия для прокрастинирования, вам стоило бы заняться каким-нибудь научным проектом. Эти проекты обычно масштабны и рассчитаны надолго: например, диссертационные исследования обычно занимают три года или больше. Дедлайны и сроки завершения проектов подвижны и расплывчаты (собственно, оконченный научный проект - это провалившийся научный проект). Добавьте к этому специфическую систему вознаграждений: можно потратить массу усилий, и не получить никакого результата (или получить очень небольшой), и даже в случае успеха вознаграждение придет не скоро. Если добавить, что многие ученые - перфекционисты с очень высокими, если не идеалистическими стандартами, неудивительно, что прокрастинация - самая обсуждаемая тема на тренингах для студентов и научных работников. Многие исследователи просто сдаются на милость сил прокрастинации. Но существуют простые стратегии, чтобы сдвинуться с мертвой точки. (Гы-гы-гы.) Первым делом необходимо понять, какие стратегии вы используете, чтобы прокрастинировать.
Продвинутое замещение
Некоторые формы прокрастинации очевидны. Сделать утрений перерыв на кофе, плавно перетекающий в обед. Смотреть ролике на YouTube, а потом рассылать ссылки всем своим друзьям. Апдейтить статус в Фейсбуке вместо того, чтобы апдейтить лабораторный журнал (или жежешечку, - сказала она и густо покраснела).
Но обычно прокрастинация бывает не столь явной и ее даже можно спутать с продуктивной работой. Например, можно потратить время на то, чтобы найти ту труднодоступную статью, хотя у вас уже больше литературы, чем вам когда-либо хватит времени прочитать. Или можно начать новый эксперимент вместо того, чтобы проанализировать старый. Или заняться лабораторной посудой. Или проверить почту. Кажется, что вы делаете что-то полезное, и, может быть, это так и есть, но это не то, что вам следовало бы делать прямо сейчас.
Тогда почему так хочется заняться домашним хозяйством в то время, когда надо работать над диссертацией или писать статью? Это замещающая деятельность (displacement activity), позволяюая нам избежать дискомфорта из-за того, что мы делаем что-то не то. Чтение романа или сон, вероятно, вызвали бы слишком сильные муки совести. Но не пытались ли вы, скажем, реорганизовать директории, чтобы было проще искать файлы? В конце концов, это упростило бы написание статьи. Или старательно надписать все ящики в лаборатрии, чтобы легче было искать разные вещи.
Хотя эти дела или предлоги для безделия кажутся приемлемыми, вся проблема в том, что, когда эти они будут сделаны, статья все еще не будет закончена, эксперимент начат, а диссертация написана. Вероятно, чувство вины только усилилось, потому что вы не продвинулись к своей цели. И даже если вы нашли и прочитали ту редкую статью, желания писать вам это не прибавило. Как ни грустно, но пока вы отвечали на письма или пересчитывали пробирки, мотивирующая фея не села вам на плечо и не сделала ваше огромное сложное задание хоть сколько-нибудь более привлекательным. Просто потому, что мотивация работает иначе.
Большинство людей неправильно понимают суть мотивации: нам нравится думать, что мотивация ведет к действиям, или, проще говоря, что стоит захотеть что-нибудь сделать, как мы это сделаем. Такая модель поведения может и работает в случае дел, которые нам нравятся - например, просмотра фильмов или совершения прогулок. Но она не очень годится для огромных проектов с неопределенными дедлайнами. Тут нужна другая модель.
Заклинание мотивации
Психологические исследования показывают, что действие мотивирует, и эта мотивация, в свой черед, дает начало следующему действию. Вы, наверное и сами это замечали. Вы откладываете анализ сколько возможно, а когда наконец соберетесь его провести, говорите себе: «Да ведь все не так страшно, как я думал. Почему бы не продолжить?»
Конечно, начать что-то делать, не дождавшись мотивации, сложно. Но существуют стратегии, позволяющие непосредственно работать с первопричинами прокрастинации.
Во-первых, большие проекты надо разбить на этапы. Причем, не просто маленькие, а крошечные. Скажем, вместо шага «внести правку в статью» (работа, которая может показаться титанической), можно запланировать крошечный шаг «прочитать комментарии рецензента и внести первые два исправления». Во-вторых, вы должны установить для каждого из этих шагов четкий дедлайн. «Сделаю позже» или «завтра» недостаточно, это должно быть конкретное время. (Увы, для меня этот совет сработает раз или два, а потом я взбешусь.) В-третьих, вы должны установить себе немедленное вознаграждение. Если вы закончите с чтением рецензии до десяти утра, можете позволить себе кофе и короткий обмен письмами. (То есть все остальное время они предлагают обходиться без емейла? Злые...)
Скорее всего, начав что-то делать, вы обнаружите, что ваша мотивация проснулась, и захотите продолжать.
Так что, если мотивирующая фея давно не заглядывала в вашу лабораторию или за рабочий стол, почему бы не протянуть ей руку помощи? В следующий раз, когда вы поймаете себя на том, что занимаетесь замещающей деятельностью, вспомните, что есть возможность вернуть себе ускользающий драйв продуктивной работы. Следуйте нашим трем правилам, и вы увидите, как растет ваша мотивация.
